Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Украинские друзья, вы не одни». Как в мире отреагировали на конфликт Зеленского с Трампом
  2. С 1 июля заработает очередное пенсионное изменение. Рассказываем, что важно об этом знать
  3. Беларусов выгоняли из Польши, а поток в обратную сторону было не сдержать. Вспоминаем послевоенный обмен народами — о нем знают не все
  4. Госсекретарь США заявил, что Зеленский должен извиниться за то, что «превратил переговоры в фиаско»
  5. «Я не играю тут в карты». Зеленский вступил в перепалку с Трампом и Вэнсом в Вашингтоне
  6. Путин вновь заговорил о «Новороссии» как «неотъемлемой» части России. Какие украинские регионы, по его мнению, в нее входят
  7. Беларуска купила Audi, а прокуратура заподозрила, что воспитывающая ребенка учительница не могла себе этого позволить. Что решил суд
  8. Редкоземельная путаница: объясняем, почему Трамп требует от Украины то, чего у нее нет, и что у нее есть на самом деле
  9. «Стены дрожали». В Минске прозвучал грохот, похожий на звуки от двух взрывов, — вот что известно
  10. В Беларуси вернулись авиатуры в популярную у туристов страну ЕС. Есть вариант с вылетом из Минска
  11. Россия требует от Украины сдать несколько крупных городов, которые у нее нет шансов захватить, а вместе с ними и более миллиона жителей
  12. Зеленский досрочно покинул Белый дом: совместная пресс-конференция президентов отменена, соглашение о полезных ископаемых не подписано


/

Вечером 14 февраля в Польше прошел финал национального отбора на «Евровидение». Одним из фаворитов был дуэт Sw@da и Niczos с Подляшья — самого восточного региона Польши, соседствующего с Беларусью. Со своей песней Lusterka на подляшском диалекте они заняли второе место с большим отрывом от остальных конкурсантов. Наряды и стиль для артистов создала беларусская дизайнерка.

Сценические образы для Sw@da и Niczos разрабатывал Proekt Etika, который ранее сотрудничал с такими музыкантами, как Naviband, Iva Sativa, Nochy, Анастасия Рыдлевская. Его авторка Ольга создала, в частности, юбку для Niczos и элементы костюмов для группы бэк-вокала и подтанцовки — нижние части брюк. Все наряды были украшены беларусской вышивкой. Ее вручную выполняла сама дизайнерка, но не одна.

Поскольку сроки для создания костюмов были сжатыми, Ольга и артисты через Instagram приглашали всех желающих помочь с вышивкой — было проведено несколько таких «сессий» в Варшаве. На клич отозвались многие беларуски и беларусы, проживающие в этом городе. Сама артистка почти до последнего не знала, как в итоге будет выглядеть ее наряд.

Proekt Etika также создавал костюмы и для предконкурсных фотосессий музыкантов — впрочем, и над их съемкой работала также команда беларусов.

Кроме наряда от беларусской дизайнерки, во время выступления на сцене на Niczos также были металлические серьги от беларусского бренда Kanva в виде соломенных «пауков» — традиционного беларусского украшения и оберега.

Sw@da и Niczos — это Виктор Щигел из Белостока и Ника Юрчук из Бельска-Подляского, которые создают песни на подляшском диалекте, близком к беларусскому языку и его полесскому диалекту. Их произведения основаны на местных народных песнях, которым придано совершенно новое, современное звучание (свой стиль музыканты называют Podlasie Bounce). Ника также участвует в более традиционных фольклорных коллективах «Гайда Банда» и «Жемерва», которые поют на подляшском диалекте. Девушка владеет беларусским языком, который учила в школе, и в прежние годы объездила беларусское Полесье. Не только все это связывает дуэт с Беларусью: недавно страницу Sw@da в Instagram беларусские власти объявили «экстремистскими материалами».

Участие дуэта в польском отборе на «Евровидение» наделало шуму. Sw@da и Niczos быстро полюбились аудитории и вошли в топы музыкальных чартов в Польше и Украине, о них писали все ведущие польские СМИ, но в соцсетях развернулись бурные обсуждения из-за того, что музыканты исполняют песни на подляшском диалекте, а не на польском языке: некоторые обвиняли их в том, что они поют по-украински или по-русски или даже являются «путинским проектом» и не могут представлять Польшу, другие видели за подобными инсинуациями работу «ботоферм» с целью разжигания розни в польском обществе. Тем не менее в итоге на конкурсе молодые артисты получили четверть голосов зрителей, уступив лишь известной польской певице Юстыне Стечковской, которая 30 лет назад первой представляла Польшу на «Евровидении» и имеет целую армию поклонников.